Начнем с черни. О кружеве, полагаем, многие наслышаны, а Великоустюгская (северная) чернь не так популярна. И совершенно напрасно.

Северная чернь

В Великом Устюге есть не только резиденция Деда Мороза, о которой мы уже рассказывали, и музей Новогодней елки, но и предприятие народного художественного промысла, специализацией которого является производство украшенных черневым рисунком изделий из серебра 925 пробы – «Северная чернь».

Похоже, далеко не случайно, расцвело здесь искусство чернения по серебру – больно уж город ажурный и узорчатый.

Что же такое эта самая чернь? Это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора и при обжиге прочно сплавляется с серебряной поверхностью. Это, так сказать, химия процесса.

Устюжане имели свой собственный секрет состава, который позволял максимально прочно «сцепить» рисунок с серебром и придать ему особый оттенок черного цвета. До сих пор этот секрет строго охраняется от посторонних глаз: в настоящий момент мастерством варки черни на заводе владеют только два человека. Придет время – они обучат кого-то себе на смену. Производство «Северная чернь» полностью ручное, очень кропотливое и многоступенчатое. Сколько ни пробовали механизировать и автоматизировать – не получается достичь нужного качества, которое может дать только рука мастера.

При мастерской есть ювелирный магазин и небольшой музей, где расскажут и покажут основы изготовления северной черни. Можно попробовать самому нанести рисунок, познакомиться со штихелем, давилкой, флюсиком, пуансоном и прикусником.

Возникшая как ремесло для украшения церковной утвари, северная чернь давно стала прикладной: наборы для кофе и чая, бокалы, столовые приборы, браслеты, кольца, серьги, выполненные мастерами Великого Устюга, станут любимым и памятным подарком для ваших родных и близких.

Устюжская финифть.

Сначала разберемся с понятием.

Финифтью называется стекловидная непрозрачная эмаль. Она на Руси изначально носила название: «химипет», «хинипт», позже – «финифть», от греческого слова» «chineuton». Эмалью, или финифтью, украшались главным образом золотые предметы, так как золото отличается легкоплавкостью и ковкостью, но годилась также и красная медь, она была значительно дешевле.

В Великом Устюге возникает местная разновидность – «устюжская финифть».

Дело было так.

Два предприимчивых купца – братья Афанасий и Степан Поповы – в середине XVIII века решились просить устюжский провинциальный магистрат разрешить им открыть специальную фабрику изделий из меди, крытых цветной эмалью-финифтью. К тому времени в городе было уже достаточное количество мастеров по финифти и чернению серебра (о котором мы писали выше), чтобы можно было создать здесь довольно крупное фабричное производство. К тому же спрос на эти изделия со стороны императорского двора и знати был очень высоким.

Вот такой ответ братья получили от мануфактур- коллегии: «велено… оным Поповым в том городе, в домах их, финифтяную фабрику завесть и производить позволить. И на оной финифтеный на меди с наводкою серебром и золотом травами, да черневой на серебре обронной всякий курьёзный вещи, какии из-за моря вывозятся, делать самым искусным мастерством, чтоб от умножения того дела мастеровые люди совершенному в том искусству обучиться могли, а объявленная в челобитье их государственная и народная польза последовать могла…

Мастеровые люди обучаться искусству делать «курьезные вещи» согласились охотно. Фабрика просуществовала 15 лет, но во время одного из больших пожаров сгорела дотла. Поповы «от этого пожара понесли большой урон», разорились, и восстановить производство финифти, увы, уже не смогли. Вскоре после пожара ее бывшие владельцы умерли.

Однако, фабрика Поповых содействовала развитию ремесла в Устюге, воспитав за 15 лет своего существования ряд хороших мастеров, которые потом работали самостоятельно.

Кроме Великого Устюга финифть была развита в Вологде и Сольвычегодске (город в Архангельской области, который с восьмидесятых годов XVIII века по двадцатые годы XX века относился к Вологодской губернии). Вы часто сможете услышать на Вологодчине такой термин как «усольская эмаль», так вот, речь как раз о технике сольвычегодских мастеров.

Сейчас в Вологде работает творческая мастерская «Вологодская финифть». А изделия из эмали можно купить, например, в магазине «Вологодские сувениры».

Но в первую очередь в Вологду едут, конечно, за кружевом. И полюбоваться, и приобрести.

Вологодское кружево

Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, мерные ритмы орнаментов, чистота линий и высокое мастерство – таково его художественное своеобразие.

Когда-то плетение кружева в Вологде было уделом дочерей бедных, преимущественно отставных чиновников, нуждающихся дьячков, пономарей, голодающих мещан и так далее.

Вот что пишет в своей книге «Вологодские кружевницы» ее автор – писатель Шелгунов: «В старину плетением кружев занимались в купеческих домах, в виде домашнего рукоделья и только на потребности семьи. Но когда вкус к кружевам распространился в среде избранного общества и стал усиливаться на них запрос, плетение кружев приняло промышленный характер. Бедные люди нашли, что дело это для них выгодно, и число кружевниц, увеличиваясь каждый год, дошло до того, что в настоящее время кружева плетет почти вся Вологда, или точнее, все население вологодских чердаков и подвалов или первых этажей. Как в других местах каждую девочку учат шить по канве, вышивать гладью или тамбуром, так в Вологде обязательным рукодельем является плетение кружев.

Девочку пяти лет сажают уже за коклюшки и начинают приготовлять из нее будущую кружевницу».

Труд кружевниц был кропотливым, долгим, утомительным, а оценивался крайне дешево.

«Средним числом лучшая кружевница зарабатывает в день 20 к. (копеек). Первая кружевница в городе, которую я знаю, зарабатывает со своею матерью только 10 р. в месяц или 120 р. в год.

Горничная, получающая жалованья только 5 р. в месяц, обеспечена лучше, ибо имеет готовую квартиру и стол», – сетует Шелгунов.

Сегодня в Вологде работает «Вологодская кружевная фирма «Снежинка», которая сохранила традиции вологодского кружевного искусства.

Цены на изделия «Снежинки» весьма впечатляют: ажурный воротничок может стоить и пятнадцать и тридцать тысяч – ручная работа в наше технологичное время ценится буквально на вес золота.

Вологодское кружево становится из ремесла эксклюзивным модным трендом, которое ценят во всем мире.

Ближайшие туры в Вологду

 

Туры в июне

08.06-09.06
сб-вc, 2 дня

Тур в Вологду "Кружевные выходные"

Вологда-Устье-о. Каменный-Семёнково-Вологда

Гид: Оксана Павлива

17900 

места есть

14.06-16.06
пт-вc, 3 дня

Тур в Вытегру и на Онежские петроглифы «Синеокая Вытегра. Душевный край в стихах воспетый»

Вытегра - Онежские петроглифы -Бесов нос- Андома гора - Мариинская водная система - подлодка Б440

Гид: Оксана Павлива

21800 

послед. места

15.06-16.06
сб-вc, 2 дня

Тур в Череповец «Небесный град в стальной оправе»

Череповец-усадьба Гальских-усадьба Милютина-музей Верещагиных- Музей промышленности

Гид: Елена Федорова

15200 

места есть

22.06-23.06
сб-вc, 2 дня

Тур в Вологду "Кружевные выходные"

Вологда-Устье-о. Каменный-Семёнково-Вологда

Гид: Оксана Павлива

17900 

места есть

Скидка раннего бронирования 3-5% до 22.05.2024!
28.06-30.06
пт-вc, 3 дня

Тур в Вологодскую область "Веков таинственная вязь в хрустальных водах Белозерья"

Устюжна-Череповец-Белозерск-Сизьма

Гид: Оксана Павлива

21300 

места есть

Скидка раннего бронирования 3-5% до 2.05.2024!

Больше интересных статей